Столичное дворянство

Столичное дворянствоДля А. Толстого столичное дворянство — это такие же морально дряблые, отживающие типы, как и те, кто существует в своей усадебной «берлоге». Коллекцию чудаков в пьесе завершает тетушка Софья Ивановна. Она печется лишь о том, как бы никто не вынес сор из ее разоряющегося, прогнившего дворянского гнезда. Поэту Троицкому, который пытался записать историю Ряполовского, она решительно заявляет: «Вы книжку-то бросьте, мы не на базаре, свой дом пропечатывать не позволю» .

Героиня пьесы Катенька по замыслу Толстого должна была стать идеалом красоты, любви и’женственности. Но и этот образ явно ему не удался. Известно, что в ранней прозе А. Толстого женщины были единственными носительницами чистоты, любви и красоты человеческих отношений. В обстановке всеобщего тления и упадка только женщины сохраняли способность к высоким чувствам и благородным порывам. Таковы у Толстого Катя Волкова в «Хромом барине» и Соня Смолькова в «Чудаках». Линию этих героинь должна была продолжить Катенька. Такой она и предстает перед нами в монологе Ряполовского — чистой, возвышенной: «Тогда вот вы, Катя, пришли, хотели подарить мне чистую любовь. Как же я мог ее принять… Чтобы сломить вас, ангельские ваши крылья грязными руками захватать» . Автор поет гимн Кате, вечной, спасительной любви: «…ей жить и страдать, зато ее царство на земле — перед ней не виновен ни в чем, и она ни перед кем не виновата. Не знает ни добра, ни зла, живет по сердцу, а сердце у нее как солнце — весь мир».

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: