Довоенные постановки

Довоенные постановкиВ отличие от довоенных постановок «Мещан», в которых критики видели основную идею драмы в конфликте «отцов» и «детей», послевоенные постановки показывали конфликт пролетария Нила и со старым и с молодым поколениями Бессеменовых. Так, по поводу постановки этой пьесы в Лодзи рецензент «Слова польского» Шимон Канц писал, что Горький противопоставил в «Мещанах» «двум поколениям мелкобуржуазного общества машиниста Нила, строящего новую жизнь для себя и для других» .

Основной удачей постановок «Мещан» в ПНР, несмотря на некоторые спорные их моменты, является новое звучание сценической интерпретации образа рабочего — Нила. В постановках этой пьесы в Кракове, Катовицах, Варшаве польские критики и зрители видели Нила как «положительного героя» и «центральную фигуру» спектакля. Так, например, Ящ отмечал, что «рабочий Нил, сознательно противопостав: ленный разрушению мещанского общества, является первым в литературе положительным героем», а пьеса «Мещане» содержит в себе «зародыши и элементы социалистического реализма». Поэтому в катовицкой постановке артист «Болеслав Смеля с надлежащим огнем играл Нила и умел, когда следовало, показать, что Нил — это представитель класса, который после этих ужасных мещан, организует новый, лучший мир» .

По мнению Шимона Канца, Нил уходит от Бессеменовых, «чтобы бороться с врагами, чтобы не ждать, когда права будут давать, но права эти самому брать, а потом строить такой порядок, в котором хозяином будет тот, кто трудится» . ‘

Рецензент газеты «Щецинский голос» В. Ляхнитт выделял игру актера щецинской сцены Флешера, акцентировавшего революционное начало горьковского героя. В словах Нила-Флешера о красоте человеческого труда, о влюбленности в свое дело, о победе «нового» над «старым» можно было, по мнению рецензента, почувствовать, что «мир этих новых молодых сил является нашим миром, а жизненные позиции представляющих их людей вполне актуальны».

Нила — революционного пролетария, готовящегося к борьбе,— увидели в польских спектаклях и другие критики. Об этом пишет и рецензент Янош Сегет: «Нил — это потенциальный революционер, младший брат Павла Власова из «Матери».

Написать ответ