Содержание песенников

Содержание песенниковКаково же содержание песенников? Песенники первой половины XIX века включали песни народные, выбранные из сборников XVIII века, в основном из сборника М. Чулкова и И. Прача. Помещались арии опереток, романсы, куплеты, стихи русских поэтов: М. Ломоносова, Р. Державина, И. Дмитриева, Ю. Нелединского-Мелецкого, Н. Ибрагимова, Л. Ибрагимова. В большом количестве и почти во всех песенниках помещались стихи А. Дельвига, А. Мерзлякова, А. Кольцова, Н. Цыганова, А. Пушкина. Песенный репертуар второй половины XIX в. почти не обновлялся. Перепечатывались материалы из прежних песенников с добавлением произведений Н. Некрасова, И. Никитина, А. Толстого, И. Сурикова, Я. Полонского, А. Плещеева, Д. Садовникова. К концу века стали проникать песни революционного характера, в лубочных песенниках — песни мещанские, городских окраин, песни мастеровых. Увеличивается число песен и стихов о тюрьме и каторге. .

В песенниках следует отметить большую неоднородность материала, его бессистемность: стихи, народная песня, старинная пастораль, мещанский романс, куплеты на злобу дня и т. д.

Процесс создания лубочного песенника не был творческим. Составитель не заботился о его художественной стороне, а старался лишь угодить своему заказчику-издателю, последний интересовался только вопросами наживы. Распространенность лубочного песенника объяснялась в значительной мере его дешевизной и умелой организацией сбыта.

Песенник отражал идеологию разных слоев населения. В 30—50-е гг. он уводил читателя в вымышленный мир «слащавого сентиментализма», заставлял бродить за «барашками» вместе с «пастушками» в пышных лугах вдали от мирской суеты. Назначение его — позабавить читателя, доставить ему удовольствие и отвлечь от общественной и политической жизни.

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: