Укрупнённый декор

Укрупнённый декорВозможно, немалое количество зданий экстравагантной архитектуры, вычурный, грубоватый, укрупнённый декор тоже способствовали оценке Альгаротти. В самом деле, всё необычное и чрезмерное производит сильное впечатление и нередко выдвигается на передний план сознания, затмевая собой более характерное, но менее притягательное.

В петровское время, когда архитектурная деятельность почти полностью была сосредоточена в руках иностранцев, число архитекторов голландцев в Петербурге было невелико. Нам известно о Стефане Ван Звитене и Франсуа де Ваале, фламандце, из которых первый был архитектором, а второй — палатным мастером, но умел выполнять чертежи в своеобразной, несколько наивной, но выразительной манере. Оба работали вместе. Например, по документам проект Подзорного дворца разрабатывал С. Ван Звитен, но сохранившиеся чертежи здания выполнены Ф. де Ваалем. Так что установить, кто же реально был автором архитектурного замысла и как разделялись обязанности, затруднительно.

В 1722 году Стефану Ван Звитену было поручено проектирование дома архитектора Д. Трезини на современной Университетской набережной. Он должен был стать компенсацией за взятый прежде в казну дом архитектора. Зданию назначалось стать «образцовым домом на голландский манер». Возможно, поэтому Трезини не разрешили самому составить его проект, но поручили это дело природному голландцу С. Ван Звитену. Проекта дома и его изображений не сохранилось. Здание дошло до настоящего времени сильно перестроенным, без следов первоначальной наружной отделки. Н. В. Якимова, автор оставшегося не опубликованным исследования, посвящённого дому Трезини, делает попытку рассмотреть его именно как эталон голландской манеры, важный для понимания этого архитектурного феномена раннего Петербурга.

При поддержке сайтов: http://zalpoeta.net и http://saudar.net.

Написать ответ