Поиски мудрых законов

Поиски мудрых законовУже в предисловии к первому тому Руссе де Мисси дал готовую характеристику царю-реформатору Петру I. При этом он разделял распространённую точку зрения, что царь цивилизовал свою страну по европейским образцам. По его словам, именно благодаря своим личным качествам: здравому смыслу, просвещённости, проницательности, любви к подданным, — царь сумел разглядеть пороки русского общества, которые решил исправить. Царь не побоялся всё реформировать, несмотря на бунты и привязанность русских к своим обычаям. Пётр покидал своё государство в поисках мудрых законов, полезных изобретений и знаний в навигации, воинском деле, финансах. «Он скрывался под обычной одеждой, смешивался с толпой рабочих, трудился с ними, становился учеником, чтобы стать мастером и примером для своих подданных». Он действовал не так, как его предшественники на троне, которые боялись проникновения иностранных обычаев, запрещали подданным путешествовать, опасались нарушить чистоту своей веры и вообще «засыпали в изнеженности».

Весьма содержательной частью «Записок» Руссе можно назвать раздел, посвященный началу царствования Петра. Главное достоинство этой части видится в том, что автор здесь не испытывал недостатка в фактическом материале, положив в основу своего повествования насыщенные фактическим материалом сочинения Д. Перри «Состояние России при нынешнем царе», а также «Записки о Московии» Ф. де ла Невилля, а возможно, и другие повествовательные источники. От Перри, например, исходит версия о том, что царь Фёдор Алексеевич завещал престол царевичу Петру в обход старшего Ивана. Автор спорил с Невиллем, оставившим единственный словесный портрет царевны Софьи: «эта царевна была далека от того ужасного чудовища, каким её нарисовали некоторые писатели». Руссе повторял некоторые сообщения, которые встречаются только у Невилля. А в истории знакомства юного Александра Меншико — ва с Лефортом, «который любил пирожки», и с царём легко узнается текст романизованной биографии царского фаворита «Князь Куши — мен», опубликованной в 1710 году во Франции и в Голландии. Её авторство приписывается Ж.-Г. Ламберу де Герену.

Написать ответ