Распад дворянского сословия

Распад дворянского сословияКак и в ранней прозе, в этой первой своей большой пьесе А. Толстой выводит на сцену помещиков-чудаков, которые тоже олицетворяют распад дворянского сословия. Здесь и Анучин, «хамоватый тип», как говорит о нем Катя, не терпящий никакой фронды. Это он называет Ряполовского бунтовщиком, разбойником, Пугачевым, а в конце пьесы появляется с понятыми, чтобы арестовать его. Несколько иной — Бабы — чев, помещик обломовского типа: слабовольный и никчемный, потакающий своей жене в ее любовных связях с Ряполовским.

Дряблость чувств помещиков-последышей, их взаимоотношения в пьесе «День Ряполовского» хотя и не воспринимаются как социальное зло, с которым нужно бороться, но свидетельствуют о вырождении и упадке помещичьего класса. К сожалению, эта мысль в «Дне Ряполовского» звучит приглушенно, поскольку образы Анучина и Бабычева, с которыми она связана, слабы художественно. Характеры этих героев не развиты, в пьесе Анучин и Бабычев играют второстепенную роль.

Сборище дворянских последышей в пьесе дополняют и безымянный князь, жених Катеньки, и сама Катенька, и ее мать, тетушка Ряполовского Софья Ивановна Кулебякина. Молодой князь, холодный инертный тип, надоедает всем своими бесконечными нравоучениями. Мелочный в своих чувствах, истеричный князь, в речах и поступках которого нет ничего искреннего, настоящего, произносит избитые пышные фразы вроде: «Думать буду об одном, что «завтра» — такие же, как «сегодня», только на один день ближе к смерти» . Князя коснулось и влияние упадочнической декадентской среды, откуда он черпает своеобразную фразеологию: «Я понял — у прекрасных нет греха. Грех для уродливых, для злых, для темных».

Написать ответ