«У писателя-коммуниста Николая Островского,— писал он,— есть изумительно сформулированное кредо жизни каждого советского человека… —
Наивысшая цель! И высказана она человеком, перед несгибаемым мужеством которого я преклоняюсь с того дня, когда впервые познакомился с его бессмертным творчеством. Жизнь Николая Островского, его борьба, пламенные строки его книги — замечательный образец для нашей молодежи» .
Это сказано почти через тридцать лет после выхода книги. Слова эти — ответ тем, кто пытается в наши дни умалить значение произведений Николая Островского. Утверждения об «устарелости» образа Павла Корчагина слышны подчас и на литературных конференциях, они проникают иногда и в печать. Но вот что говорит, например, старший механик нефтепромысла на Урале Д. Ризов:
«Образ Корчагина для нас прежде всего образ человека кристальной чистоты, потрясающего мужества и воли. Таков современник революции, таков наш современник. Внешние приметы его могут быть иными, поведение изысканнее, но суть человека «новой формации», формации, рожденной в годы революции,— та же».
Корчагинская хватка у молодых строителей Красноярской ГЭС, нового города с поэтическим названием Дивногорск.
И неспроста ветераны труда назвали одного из них — Володю Денисова — корчагинцем. Он работал на самых трудных участках, был бетонщиком, плотником, землекопом, сварщиком, делая все, что нужно стройке. Юный корчагинец был вместе с теми, кто в ледяной воде спасал от затопления электрооборудование, кто в жестокий ветер дробил скалы, перекрывал бурный Енисей. Вечерами его видели на заседаниях комсомольского комитета, в городском штабе «Комсомольского прожектора».