Зачем вообще нужен памятник на могилу? Ответы на очевидные вопросы

Наверняка многие из Вас сейчас подумали примерно следующее: «Что за глупости? Как это зачем нужен памятник? Так надо». И всё. Так надо – вот как мы привыкли думать. Даже для человека, который по тем или иным причинам не может регулярно навещать могилы близких, слово кладбище неизменно ассоциируется с рядами надгробий.

Именно эти слова я считаю основополагающими в своём деле. Ведь, по сути дела, памятник – это просто кусок камня. Да, красиво обработанный. Да, на нём находится основная информация об усопшем. Но это всё равно камень.
Так зачем тогда ставят надгробья на могилах?

Я Вас уверяю: 90% людей ставят их «по традиции». Традиции, которую они унаследовали от своих родителей, видя, как проходят похороны. В остальные 10% входит та масса людей, которые не мыслят стереотипами. Они ставят на могилах родных скульптуры, высаживают деревья, оформляют колумбарии… Глубоко верующий человек, действительно соблюдающий каноны православия, ограничится лишь деревянным крестом.

Так или иначе, но сегодня суть всех конструкций, установленных на могиле, одна – это сохранить память о человеке. Лично на мой взгляд называть памятником лишь каменное надгробье не совсем верно. Всё, что Вы делаете в честь усопшего на могиле – это памятник. В него входит вся мемориальная композиция: и оградка, и цветник, и даже лавочка со столиком. Кстати заказать памятник есть на сайте uralkamen-dvor.ru.

Памятники в христианстве

Как ни странно, но в христианском учении (и раннем православии) нет ни слова о памятниках. Да, кладбища были. Да людей хоронили в гробах. Но ни одного упоминания о надгробьях Вы при всём желании не найдёте ни в религиозных книгах, ни на территориях старинных кладбищ.

В христианстве над могилой усопшего было принято устанавливать классический крест. Ни больше – ни меньше. Единственным допущением были цветы на могиле, а также оградка, защищающая насаждения от пасшегося скота. Сами кресты должны были быть деревянными, а перед ними – невысокие холмики.

Конечно, тут же найдутся возражения. Мол, как это, если бы кресты были исключительно деревянными, то о древних кладбищах мы бы и не узнали. Это не совсем так. Умелые мастера-камнетёсы очень скоро смекнули, что каменные изделия значительно надёжнее деревянных, а значит, свою работу с лёгкостью получится продать задорого тем, кто захочет выделить могилу близкого на фоне остальных.

Церковь очень скоро перестала бороться за свои же догматики, поспешив присоединиться к низменным материальным ценностям. В старину каждый изготавливающий кресты камнетёс должен был пожертвовать часть полученных с продажи памятника денег церкви, а сумма «вклада в религию» значительно отличалась от классической десятины.

С развитием ремесла стала изменяться и форма крестов. Появились роскошные и вычурные надгробья, даже не слышавшие слов «христианская скромность». Неизменно получавшая свою долю церковь стала позволять производить памятники абсолютно любых форм. А привела эта жажда наживы к тому, что сегодня даже на самых что ни на есть религиозных кладбищах практически не встречается могил без традиционных каменных надгробий.
История надгробных камней: откуда появилась «классическая» форма памятника?

Откуда же тогда взялась эта самая «традиционная» форма памятника? Почему она выглядит так, а не иначе? Давайте разбираться.

На самом деле, всё предельно просто. История циклична, а в данном случае точкой отсчёта может послужить период Древнего Мира. Ещё до зарождения религий как таковых, абсолютно все люди хоронили дорогих их сердцу в землю. Огонь был слишком ценен для его «бездумной» траты, да и сжигать тело считалось настоящим издевательством. Просто так бросать останки было нельзя:

Разлагающееся тело начинало, откровенно говоря, вонять.
На запах быстро сбегались дикие животные, приносящие множество проблем ещё живым.
Животные могли съесть (или «надкусить») тело умершего, что тоже считалось надругательством.

Могилы тех, кто при жизни был полезен общине, племя хотело как-то выделить. Их хоронили под особыми камнями, деревьями, рядом с водоёмом… Одним словом, обозначали захоронения как умели.

Иногда найти подходящее место для похорон казалось проблематичным. В этом случае люди сами переносили камни или вкапывали срубленные деревья рядом с покойным. Вот только дерево, особенно мёртвое – материал ненадёжный, поэтому в качестве памятника старались использовать только каменные булыжники.

Надгробный камень должен был быть виден издалека. Во времена отсутствия техники просто так переместить кусок скалы, разумеется, не мог никто. Общими усилиями люди выбирали подходящие камни и устанавливали их, не особо привередничая. Главным критерием при выборе надгробья была его высота, и лишь потом шла толщина.

Первые памятники люди украшали наскальной живописью. Если погибший был охотником – рисовали зверя, если воином – какой-нибудь элемент боевой атрибутики (копьё, палицу и т. д.). Религиозные символы и информацию о покойном стали наносить на камень многим позже.