Школа гравирования

Школа гравированияОдновременно с моряками и корабелами Пётр приглашает в Россию художников. Во время пребывания Петра с «Великим посольством» в Голландии Питером Верфом был написан портрет русского царя, где Пётр изображён на фоне р. Дон и Азовской крепости. Похожий портрет царя написал Ян Веникс, изобразив Петра в латах на фоне сражения.

В Голландии Пётр I оценил культурные достоинства голландского искусства. Пётр не случайно обратился к голландской школе гравирования — она привлекла его мастерством и заманчивой возможностью, как можно правдивее и быстрей запечатлеть события, происходящие в России.

Художников-иностранцев тоже привлекали бурные события и перемены в недавно отсталой России, деятельный, энергичный царь Пётр, который воевал, строил корабли, интересовался всем передовым и привлекал в свою страну новшества. Немаловажным для художников был и личный интерес — деньги и известность.

Взятие в 1696 году Азова армией и флотом Петра I было настолько значительным событием, что нашло отражение почти во всех видах изобразительного искусства, импортированного Петром из Голландии. В это время появляются новые для России жанры: историческая картина и портрет. Одним из первых был Пётр пригласил в Россию Адриана Шхонебека, резцу которого принадлежат несколько работ, связанных с Азовом.

Адриан Шхонебек — известный гравёр и издатель, родился в Роттердаме в 1661 году, умер в Москве осенью 1705 года. Во время пребывания «Великого посольства» в Голландии выполнил для Петра I две гравюры и написал учебник гравирования офортом. Принят на русскую службу в мае 1698 года с обязательством гравировать на медных досках карты и глобусы, а также выучить своей работе 3—4 человек. Шхонебеком была создана школа русских гравёров, работавших в технике офорта.

«Осада Азова 1696 года» или «города Азова описание от взятия…» — первая работа Шхонебека в Москве. На ней даны портреты участников осады Азова: Петра I, Тиммермана, Ф. А. Головина, А. Шеина, П. Гордона, Ф. Я. Лефорта и других. Гравюра выполнена Шхонебеком в жанре исторической картины.

Флагманский корабль Азовской флотилии «Гото Предестина — ция» изображён был Шхонебеком на трёх листах в трёх ракурсах: с носа, с правого борта и с кормы.

Ещё одна графическая работа Шхонебека — «Аллегория на мир с Турцией 1700 года». На гравюре, помимо аллегорических сюжетов и фигур, изображена Триумфальная арка с латинской надписью «Непобедимому Петру, покорившему турок и их подданных ».

Написать ответ