Проектные чертежи

Проектные чертежиЭто сооружение, спроектированное Баурсшейтом, возможно, при участии сына, могли увидеть петровские пенсионеры в Антверпене или познакомиться с его проектными чертежами. Такое предположение возникает при сравнении этой постройки с известными проектами триумфальных ворот в Москве, созданными к коронации императрицы Елизаветы Петровны в 1742 году, в том числе петровскими пенсионерами И. Коробовым и И. Мичуриным. Сопоставление этих ворот с триумфальными сооружениями, возведёнными в Брюсселе, а также с композициями многочисленных алтарей в церквях Антверпена, создававшимися Баурсшейтом-старшим и другими мастерами, даёт основания предположить их влияние на работы учеников, впоследствии осуществлённые в России. В числе мастеров, чьё творчество могло оказать на них влияние — семья скульпторов Вербрюгген, сыгравших немалую роль в сложении форм зрелого фламандского барокко. Они создали определённый тип алтаря, с эллиптических очертаний планом, с развитой трёхмерной композицией, позволявшей включать в неё объёмную скульптуру вместо живописи.

Реконструкция церкви св. Карла Борромея явилась, скорее всего, первой работой Баурсшейта, с которой познакомились И. Коробов и И. Мордвинов в 1718 году, как только приехали в Антверпен. Изучение выполненных Баурсшейтом деревянных панелей и включённой в их композицию объёмной скульптуры в боковых нефах позволило атрибутировать часть ученических рисунков И. Коробова. Очевидное сходство фигур ангелов, изображённых на этих рисунках, с деревянными статуями в антверпенской церкви, даёт основание для достаточно убедительной атрибуции этих рисунков.

Пребывание русских учеников в мастерской Я. П. ван Баурсшей — та-старшего требует дальнейших исследований, прежде всего в архивах Бельгии, тем не менее, даже на основании имеющихся сведений его следует рассматривать как столь же важный этап их архитектурного образования, как обучение в Голландии, где главным было изучение строительного искусства. Напротив, для характеристики стиля их произведений, созданных впоследствии в России, пожалуй, большее значение имеют занятия в Антверпене. Оказавшись в Нидерландах в первой трети XVIII века, петровские пенсионеры стали свидетелями формирования многополюсной картины архитектуры. В архитектурной и художественной школе Баурсшейта, в работах других фламандских мастеров следует искать один из главных источников стиля архитектурных произведений петровских пенсионеров в России 1720—1740-х годов — времени формирования стиля барокко в русской архитектуре, предшествующего расцвету творчества архитектора Франческо Бартоломео Растрелли.

Написать ответ