Нидерландская нравственная культура

Нидерландская нравственная культураС этой точки зрения несомненный интерес представляет влияние нидерландской нравственной культуры на нравственную культуру российского общества. В России всегда не очень хорошо знали голландских философов, осмыслявших проблемы морали. Исключение составляли, пожалуй, только Б. Спиноза в Новое время и Й. Хёйзинга — в Новейшее. К этим мыслителям в России относились и относятся весьма уважительно, но за рамки историко-философские этот интерес практически никогда не выходил, и существенного влияния на российскую теоретическую этику эти мыслители не оказали.

Первая относится к Петровской эпохе. Реформы Петра I дали старт коренной ломке традиционных для России форм бытия — как социальных, так индивидуальных. Образцами и в немалой части — акторами этой трансформации выступали носители протестантской культуры, преимущественно немецкие и голландские купцы, промышленники, ученые. Их поведение, образ жизни, внешний облик, манеры, быт перенимались, воспроизводились. Такая прививка носила первоначально довольно искусственный характер. Однако по мере формирования нового облика российской элиты этот стиль жизни всё более закреплялся. Всё большее число молодых аристократов, представителей «третьего сословия» руководствовалось такими базовыми ценностями, как свобода и ответственность, рациональность, исторический прогресс, активная деловая активность, хозяйственная деятельность.

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: