Начальник гномов

Начальник гномовСовременные исследователи-гоголеведы либо совершенно не касаются вопроса о происхождении образа Вия, либо повторяют известные данные, не внося ничего нового.

Называя Вия «начальником гномов», Гоголь лишь затемнял этот образ и уводил исследователей в сторону. Ни украинские народные верования, ни вообще восточнославянская демонология гномов не знают. Гномы являются принадлежностью немецкой мифологии. Поэтому в образе Вия видели иногда воздействие на Гоголя немецкой романтической традиции. В. Петров, например, говорит: «Появление Вия в конце повести соответствует развертыванию сюжета в народной сказке, но то, что в Вии и в гномах подчеркнута их близость к земле, к природе,— это сближает Гоголя с немецким романтизмом».

О том, что гномов народное творчество Украины не знает, что нет там и образа Вия, говорит и О. А. Державина, но в то же время считает, что «нет оснований не верить Гоголю». Она думает, что «подобный образ был взят Гоголем все же из народной легенды» и нарисован в полном соответствии с другими образами народной фантазии, «в которых воплощены были явления природы и жизни, внушающие суеверный страх; Вий,— заключает она,— подземное существо, как бы божество смерти». Подобные соображения очень близки к более ранним высказываниям Милорадовича о том, что самая наружность Вия «указывает на какое-то подземное божество смерти» и он, может быть, «для усиления впечатления» «введен в повесть из других народных сказок, посторонних мотиву о смерти ведьмы и отчитывании ее парнем» . Оба автора как будто намечают путь для решения вопроса о происхождении образа Вия. Недостает только конкретных фольклорных данных, подтверждающих их предположение: до сих пор не указаны ни цельный, образ, ни такие отдельные типичные черты, которые сближали бы его с гоголевским Вием.

Написать ответ