Бродячие артисты

Бродячие артистыБродячие артисты работали над своим репертуаром, обновляли его, перенимали песни друг у друга. Из книги П. Обри «Трубадуры и труверы» узнаем, что среди жонглеров была распространена купля — продажа песенных рукописей, которые нередко можно было встретить в походной сумке жонглера. Назначение этих рукописей — освежать в памяти песенные тексты. В дальнейшем, по-видимому, для большей сохранности, разрозненные листы сшивались и получалось нечто вроде рукописного песенника. Таким образом, обновление репертуара французского жонглера шло путем обмена рукописями. Надо полагать, что и русские скоморохи имели подобные рукописи, и обмен репертуаром среди них происходил не только путем устной передачи, но также и путем купли-продажи рукописных тетрадей с песенными текстами.

По словам П. Сахарова, сказки и песни потешников, кочующих из одного места в другое, часто записывались дворецким на тот случай, когда потешников не будет. Составленные сборники песен и сказок заменяли любителям веселых рассказчиков и песельников и давали возможность любому грамотному человеку познакомиться с их репертуаром. По мнению П. Бессонова, рукописные песенники первоначально составлялись «несомненно по всем признакам в срединной России, особенно в Москве и по радиусам ее влияния преимущественно в окрестных поместьях». О распространении рукописных песенников среди бар, в посадских и купеческих домах говорит Н. Трубицын ; подтверждает это и письмо Н. В. Гоголя к матери из Петербурга от 22 ноября 1833 г., в котором он просит ее отыскать тетради с песнями «в старинных сундуках между старинными бумагами» . ,В дальнейшем, по — видимому, эти сборники переписывались и расходились в копиях. В дореволюционные годы в уездных городах и в деревнях можно было часто встретить у молодежи, особенно у девушек, рукописные песенники или «Альбомы стихов».

Написать ответ