Братья Соколовы

Братья СоколовыВ третьем очерке «Сказочники и их сказки» братья Соколовы объяснили причину, почему в Белозерском крае сказка живет «полной жизнью», подтвердили огромное значение личности сказочника в интерпретации сказки и впервые в истории русской фольклористики охарактеризовали основные типы русских сказочников. Если Гильфердинг причину сохранения былин на севере объяснял с позиций славянофилов, то братья Соколовы популярность жанра сказки объясняли более научно: условиями быта и общественной потребностью. Они рассказывают, что белозерские крестьяне во время рубки и сплава леса, в период рыбной ловли и других отхожих промыслов собираются в артели и долгое время живут в общих избах. Во время отдыха они любят слушать сказки. Особенно тепло принимают крестьяне сказочников, сближающих сказку с современностью, умеющих дополнить ее тенденциозными эпизодами, сатирическими выпадами против известных в крае лиц. Злободневность сказочного повествования, по свидетельству собирателей, дружно поддерживалась аудиторией.

Первыми обратили внимание собирателей народной поэзии на большое значение личности певца и сказителя в процессе воссоздания фольклорного произведения революционные демократы — Белинский, Добролюбов и Чернышевский. Отражение личности сказочника в его репертуаре по-настоящему проследил лишь Н. Е. Ончуков; исходя из характера и условий жизни сказочника, он первый установил их склонность к определенным сюжетам. В своем сборнике «Северные сказки» подборку сказок он осуществил по тому же принципу, который применил А. Ф. Гильфердинг в «Онежских былинах» , то есть расположил их не по сюжетам, как издавались они до сих пор, а по сказителям.

При поддержке сайтов: http://trustpack.ru и http://youmam.ru.

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: