Благополучное окончание

Благополучное окончаниеОднако, как уже не раз было указано, в этом объяснительном примечании не все достаточно ясно. На сегодня установлено точно, что повесть Гоголя, действительно, в значительной мере основана на преданиях о езде парубка на ведьме, смерти ее и чтении над нею псалтыри. Эти предания широко известны как в славянском мире, так и за его пределами. Особенно близка к повести «Вий» украинская сказка, опубликованная П. В. Ивановым в 1891 г. Но подобные сказки не исчерпывают всего содержания повести, а кое в чем и расходятся с ней. О. А. Державина, цитируя слова Гоголя: «рассказываю почти в такой же простоте, как слышал», справедливо замечает: «С последним трудно согласиться» и приводит примеры переработки легенд, давших материал для «Вия» . Но есть и другие расхождения, например, «одиночество» Хомы Брута в то время, как в сказках у героя есть заступники, выручающие его; благополучное окончание всех почти сказок, особенно близких к повести Гоголя, и др. Главное же расхождение заключается в том, что все сказки этого типа «обходятся без Вия», и решающая роль в поисках и указании парня принадлежит «старшей ведьме» .

Вот это обстоятельство, особенно в связи с тем, что Гоголь называет Вия «начальником гномов», и создает трудности в объяснении образа Вия.

Все исследователи сходятся на том, что народные сказки образа Вия не знают. «Кажется, до сих пор вообще не записано еще ни одного народного рассказа о фантастическом существе с именем и характером Вия»,— писал В. Милорадович в 1896 г. «До сих пор мы не знаем записей сказок с образом,, который соответствовал бы гоголевскому Вию»,— вторит ему В. Петров в 1937 г.; «…все привлекаемые параллели… ничего не знают о главном персонаже, именем которого названа повесть, о Вне»,— утверждает В. И. Абаев в 1958 г. в специальной статье «Образ Вия в повести Н. В. Гоголя».

Так как вопрос о происхождении образа Вия остается неясным, В. Петров склонен считать этот образ «нефольклорным»; он говорит, что отступая от известной сказочной схемы, Гоголь заменил традиционную фольклорную «старшую ведьму» «нефольклорным образом Вия», и готов признать, что «образ Вия создан самим Гоголем» , пожалуй, даже не на фольклорных источниках.

Написать ответ